|
Освоение Сибири
15.05.2016
Идеология феодала была господствующей в эту эпоху, однако естественнонаучные представления крестьян и ремесленников в известной степени рознились с бытующими в среде господствующего класса феодалов. В силу социального положения и специфики труда русского крестьянина на феодала он не обладал ни временем, ни средствами для того, чтобы стать грамотным, чтобы «теоретизировать». В известной мере это относится и к ремесленникам, где определенная консервация методов, приемов не стимулировала грамотности. Существовавшие на Руси «школы ученичества», когда у ремесленника-мастера обучались профессии подмастерья, основывались на практической, изустной, но никак не письменной передаче опыта и навыков. Несколько иное дело - представители господствующего класса, которые имели возможность знакомиться с теориями переводных произведений, имея на это время и обладая соответствующей степенью грамотности и средствами для приобретения дорогостоящей книги. Правда, теории эти сплошь и рядом были схоластичны в силу их богословско-символической направленности. Однако была и другая, светская литература, иногда даже верно объясняющая то или иное явление природы. Это были две линии, вызванные к жизни существованием двух классов. Однако все хозяйство феодального сеньора зиждилось именно на практике крестьянина и ремесленника, и без этой практики феодал существовать не мог. Однако и «теория» феодала, и практика производителя - две линии одного процесса познания природы, окружающего мира. И они обе вошли в фонд последующих научных знаний. Практическая сторона древнерусского знания была именно тем материальным, техническим обеспечением теории, которая потом верно объяснит явления окружающего человека мира. Эта практика позволяла в будущем проверить лабораторным путем многие теории (вспомним своеобразное моделирование ряда природных явлений).
|